Фотография это страсть

Фотография это... Когда вы собираетесь снять очередной шедевр, в голову вам приходят вопросы что такое фотография, композиция, экспозиция и, возможно, другие вопросы… Весь ваш фотографический опыт пытается помочь вам сделать этот кадр лучше и совершеннее. Если вы вообще ни о чем не задумываетесь в момент нажатия спусковой кнопки, то вы снимаете не фотографию.Вполне вероятно, что этот снимок так и останется просто снимком или как говорят американцы – "снэпшотом".

Фотография это нечто большее. Это то, что будет интересно другим людям. Это то, где ваше настроение, идеи и мысли обретут некую форму и будут существовать уже независимо от вас. Даже независимо от того, что вы собирались в эту фотографию вложить. Потому что часть работы фотографа делается не разумом, а сердцем. И это не поддается никакому анализу – оно либо есть, либо нет. Хотя, осознать это довольно просто. Фотография это страсть. Страсть, которая ведет вас в самые удаленные уголки планеты, заставляет мерзнуть и мокнуть в поисках лучшего кадра, корпеть ночами над снятым материалом, читать книги и статьи на тему фотографии и снимать, снимать, снимать…

И если страсть у вас есть – все остальное вопрос времени и усилий. Если музыка уже звучит в вашей голове, то необходимо, чтобы руки могли выразить ее на рояле или с помощью другого инструмента. А для этого надо заниматься. И если вы не можете пойти в школу или нанять преподавателя, то вам придется стать собственным учителем.

Что для этого нужно? Критическое отношение к своим работам.

Это главное и непременное условие для творческого роста. И если бы я хотел просто пофилософствовать на эту тему, то можно было и закончить. Но я хочу вам помочь и поэтому постараюсь дать несколько ориентиров для того, чтобы вы могли научиться критиковать свой собственный труд наиболее объективно.

Но для начала давайте поговорим о том, что формирует хорошую фотографию.
Пять шагов к успешной фотографии

Я назвал эти правила шагами, но на самом деле, это просто несколько базовых принципов, которые должны промелькнуть в вашей голове перед тем, как вы нажмете кнопку спуска.
Сначала – свет. Все остальное потом.

Свет – это основа фотографии, ее настроение, ее качество и ее детали. Как поэт использует слова, так фотограф использует свет. Если у вас нет соответствующего света, отражающего вашу идею или настроение – у вас нет фотографии, не стоит и нажимать на спуск. Свет определяет то, какой будет ваша фотография и что на ней увидят другие. Поэтому, сначала – свет!
Четко выраженная тема или предмет съемки. То, что вы снимаете должно быть для вас очевидно. Если вы можете выразить это одним словом или короткой фразой – значит так оно и есть. Если нет – то скорей всего вы сами не знаете что снимаете и, поверьте, это не будет понятно и вашему зрителю. В результате ваша фотография потеряет значительную часть своей выразительности.
Передний и заданий планы должны быть использованы максимально эффективно для достижения ваших целей. Они могут быть резкими или не в фокусе, быть частью композиции или не отвлекать от нее. Но эти важные элементы любой фотографии обязательно должны быть под вашем контролем.

Вы и только вы определяете то, насколько они будут служить общему замыслу или разрушать его.
Окружающие условия должны способствовать реализации вашего замысла. Трудно снимать нечто грустное и лирическое в яркий солнечный день. Также трудно снимать цветы на лугу при наличии сильного ветра. Не боритесь с окружением – если условия не соответствуют реализации вашей идеи, то нужно просто подождать. Фотография это еще и искусство терпения.
Стремитесь к простоте. Я думаю, что вы уже не раз встречали утверждение, что в отличие от художника, который "включает" различные элементы в свою картину, искусство фотографа заключается в умении "исключать" из фотографии все лишнее и отвлекающее. Кадр с одинокой лодкой на берегу даст более сильный эффект, чем с десятком таких лодок. У фотографии должен быть один центр интереса. Если их несколько – они начинают конкурировать между собой за внимание зрителя и в итоге проигрывают все. Поэтому стремитесь к простоте. Не пытайтесь включить в кадр все, что позволяет угол зрения вашего объектива. Учитесь жертвовать и исключать.



Неяркий, отраженный свет, который не усиливает контраст и не создает глубокие и резкие тени на структуре камня;
"Отражение облаков в луже";
Резкий и четкий передний план удерживает внимание, а отсутствие заднего (почти отсутствие) не отвлекает от центра интереса - лужи;
Отсутствие ветра - на луже нет ряби;
Простые диагональные и изогнутые линии ведут взгляд к центру интереса. В кадре нет ничего лишнего.

Безусловно, вы можете снять интересную фотографию и без учета этих правил.

Но если вы проанализируете результат, то я уверен, что вы без труда обнаружите присутствие этих парадигм в любой хорошей фотографии.

Теперь, когда мы поговорили о том, на чем следует заострять внимание перед тем, как нажать кнопку спуска, давайте посмотрим на уже снятую фотографию и попробуем понять что в ней удалось, а что – нет.
Самокритика – это поиск черной кошки в темной комнате

Когда вы занимаетесь критикой собственных работ, вам нужно найти ту золотую середину, когда вы будете максимально объективны к собственному творению, независимо от того, сколько времени и усилий вы потратили на его создание. Это и легко и сложно одновременно. Легко, потому что признаваться в собственных ошибках самому себе гораздо проще, чем признаваться в этом кому-либо еще. Сложно, потому что кроме визуального восприятия собственной работы у нас обычно есть еще целая история о том, как мы эту фотографию снимали, а также память о настроении и чувствах, которые мы в тот момент испытывали.

Именно поэтому я предлагаю использовать сильную сторону процесса самокритики (признание собственных ошибок) и избежать влияния всех остальных факторов. Сделать это довольно легко. Надо лишь структурировать процесс анализа в виде группы простых вопросов, отвечая на которые (честно, потому что для себя) мы сможем наиболее объективно оценить свою работу.

Итак, для того, чтобы оценить результат своих трудов я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
В чем выражается тема или сюжет моей фотографии?
Почему свет (освещение) является оптимальным и работает на мою идею?
Что является центром интереса моей работы? Почему я считаю его четко выраженным?
За счет чего достигается простота композиции моей фотографии?
Какие второстепенные объекты присутствуют в кадре и почему они не отвлекают внимание зрителя от основного сюжета?


За счет чего создается иллюзия глубины и перспективы в моей фотографии?
Какая экспозиция оптимальна для моей работы и почему это соответствует моему замыслу?
Как резкость фотографии работает на мою идею?
Почему выбранный формат кадра (вертикальный или горизонтальный) оптимален для моего сюжета?
Что должен чувствовать зритель, когда смотрит на мою фотографию?

Поверите вы в это или нет, но большинство людей оценивают вашу работу именно по этим критериям, даже если они не произносят этих вопросов. Они это делают инстинктивно. Так же как обычно это делаете и вы. Просто в случаем оценки собственной работы вы не можете доверять своим инстинктам на сто процентов. Поэтому забудьте на время об инстинктах и обопритесь на логику и эти вопросы. Они помогут вам сделать очередной шаг на пути к хорошей фотографии.

Но несмотря на все то количество логики и здравого смысла, что я на вас тут вывалил, все-таки, в следующий раз нажимая кнопку спуска затвора… прислушайтесь к своему сердцу. Только при полной синхронизации сердца и затвора рождается чудо – Фотография с большой буквы…


Источник: http://Дмитрий Рудаков
О фотографии 11.10.2011 19784 kalju4ii Фотография, фото, фотограф 1.0/373

Комментарии (5):
Я фотограф avatar
0
1
Да уж сложновато поначалу....Спасибо

Я фотограф avatar
0
5
Да это не просто сложно, этому нужно учиться долгие годы! Убедилась на собственном опыте, когда показала свои лучшие снимки- это я так считала, что они лучшие, фотографу- профессионалу, которые он сразу раскритиковал...так обидно было! Поняла одно - не хватает знаний,поэтому с удовольствием воспользовалась советами профессионала!

Я фотограф avatar
1
2
Главное сделав первый шаг-просто идти вперед!)

Я фотограф avatar
1
3
Умение видеть все указанное в статье и отличает профи от любителя.

Я фотограф avatar
0
4
Спасибо

avatar
Фото сайт Я фотограф